Серов •
Картины •
Рисунки •
Биография •
Фото •
Рассказ Бенуа •
Хронос •
Музеи •
Девочка с персиками •
Портрет Левитана •
Октябрь. Домотканово •
Портрет Л.Андреева
Русская живопись. Валентин Серов » Картины, живопись » Портрет художника Исаака Левитана | ||
|
||
|
Валентин Серов. Портрет художника Исаака ЛевитанаВ портрете Левитана ничто не указывает на то, что изображен именно художник (хотя известно, что Левитан также позировал в своей мастерской). Серов здесь выбирает манеру письма, напоминающую портреты Крамского: сумрачный фон, коричневые тона, суховатая живопись. "Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. Он жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы", - пишет о своем друге Коровин. "
Смуглое лицо с глубокими впадинами задумчивых, с тихой печалью глаз... Грусть его изящна. Каждый мазок на его этюде говорит о красоте души художника-поэта. И эта красивая тоска опьяняет вас, как аромат цветов", - вторит Коровину живописец Яков Минченков.
Эта байроническая тоска и меланхолия воскрешают в памяти искусство романтической эпохи. Бессильно упавшая аристократически красивая рука в серовском портрете - прямая отсылка к позднеромантическим портретам Брюллова - Портрету Струговщикова и Автопортрету.
Но "трезвая" реалистическая живопись "под Крамского", писавшего с протокольной прозаической точностью, призвана уверить, что это - не сочиненный романтический "образ" разочарованного художника-мечтателя, а честно переданный характер конкретного человека, словно невзначай, помимо воли портретиста, совпавший с фигурой героя романтической эпохи. Средь нескошенного поля - Не пристрастье, не обуза - Необузданная воля. Ходит по лесной тропинке, Меж ветвей пушистых елей, Улыбается травинке - Не найти милей веселий. Проскользнёт через валежник, Дышит трав пахучей негой. К ней трепещущий подснежник Потянулся из-под снега. Так легка, нетороплива, И в погоду, и в ненастье... Как нескошенная нива, Безконечная, как счастье... Татьяна Соколова, © 2014, специально для vserov.ru Скоро на нашем сайте:
Монография Игоря Грабаря "Валентин Серов": "Весной 1888 года Серов поехал в Домотканово, где проработал все лето. Вскоре туда приехала из Одессы О.Ф.Трубникова, и они были неразлучны до самой осени. Это лето оказалось в творческом отношении не хуже предыдущего. Серов твердо решил продолжать линию "Девочки с персиками" и принялся за поиски подходящего мотива.
После долгих колебаний он остановился на одном. Портрет Веруши Мамонтовой был писан в комнате, в интерьере, теперь он задумал портрет на воздухе. Он несколько раз приглядывался к своей двоюродной сестре Маше Симонович, когда она сидела на скамье под развесистым деревом.
Она ему очень нравилась, и он попробовал порисовать ее, сделав несколько набросков и в альбоме в поисках задуманной композиции, после чего начал с нее этюд. Все лето стояла солнечная погода.
Он работал с не меньшим жаром, чем год назад в Абрамцеве над портретом Веруши Мамонтовой. Модель сидела под деревом, прислонившись к стволу старого дуба. Часть фигуры была в тени от густой листвы, зрителю невидной; местами - на кофточке, на поясе и синей юбке - играли солнечные зайчики. День - солнечный, но не яркий.
Погода была ровная, один день как другой, и Серов, не переставая, писал июнь, июль и август, создав здесь второе свое значительное произведение, не уступающее первому..."
|
|
Немного социально-ориентированной рекламы: Случайная цитата о Серове: "В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное." (Серов В.А.) "Валентин Александрович Серов" www.vserov.ru Сайт создан в 2007 году. Пишите письма: valen@vserov.ru - или пишите в гостевую книгу. Мы отвечаем :) |