Серов •
Картины •
Рисунки •
Биография •
Фото •
Очерк Бенуа •
Галереи •
Хроно •
Портрет Мазини •
Баба в телеге •
Похищение Европы •
Одиссей и Навзикая •
Крестьянский дворик
Русская живопись. Валентин Серов » Картины, живопись » Портрет художника Исаака Левитана | ||
| ||
|
Валентин Серов. Портрет художника Исаака ЛевитанаВ портрете Левитана ничто не указывает на то, что изображен именно художник (хотя известно, что Левитан также позировал в своей мастерской). Серов здесь выбирает манеру письма, напоминающую портреты Крамского: сумрачный фон, коричневые тона, суховатая живопись. "Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. Он жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы", - пишет о своем друге Коровин. "
Смуглое лицо с глубокими впадинами задумчивых, с тихой печалью глаз... Грусть его изящна. Каждый мазок на его этюде говорит о красоте души художника-поэта. И эта красивая тоска опьяняет вас, как аромат цветов", - вторит Коровину живописец Яков Минченков.
Эта байроническая тоска и меланхолия воскрешают в памяти искусство романтической эпохи. Бессильно упавшая аристократически красивая рука в серовском портрете - прямая отсылка к позднеромантическим портретам Брюллова - Портрету Струговщикова и Автопортрету.
Но трезвая реалистическая живопись "под Крамского", писавшего с протокольной прозаической точностью, призвана уверить, что это - не сочиненный романтический образ разочарованного художника-мечтателя, а честно переданный характер конкретного человека, словно невзначай, помимо воли портретиста, совпавший с фигурой героя романтической эпохи. Средь нескошенного поля - Не пристрастье, не обуза - Необузданная воля. Ходит по лесной тропинке, Меж ветвей пушистых елей, Улыбается травинке - Не найти милей веселий. Проскользнёт через валежник, Дышит трав пахучей негой. К ней трепещущий подснежник Потянулся из-под снега. Так легка, нетороплива, И в погоду, и в ненастье... Как нескошенная нива, Безконечная, как счастье... Татьяна Соколова, © 2014, специально для vserov.ru Читайте скоро на нашем сайте:
Монография Игоря Грабаря "Валентин Серов": "Я никогда не забуду, как незадолго до его кончины, в начале ноября 1911 года, мы стояли с ним в Третьяковской галерее перед этим портретом. Он всегда висел очень высоко, под самым потолком, и не было никакой возможности разглядеть как следует его живопись.
Близ того места стены, где он висел, приходилась отдушина, и вот из опасения, как бы портрет не пострадал, Совет галереи решил его перевесить, что и было сделано осенью этого года. Дивная вещь, одна из лучших во всей Третьяковской галерее, была спущена в нижний ряд, и только теперь, впервые с тех пор как она попала сюда,
стало возможным близко любоваться ее изумительным живописным богатством. Только теперь можно было оценить все эти бесконечные переливы радужных цветов, не назойливых, не надуманных и меньше всего теоретичных, а глубоко прочувствованных и точно высмотренных в природе. Эта вещь до такой степени совершенна, так свежа, нова и "сегодняшня", что почти не веришь ее дате - 1888 году.
Я сказал Серову о перевеске его картины, и ему захотелось на нее взглянуть. Когда мы пришли в ту комнату, где она висела, и остановились у "Девушки, освещенной солнцем", он долго стоял перед ней, пристально ее рассматривая и не говоря ни слова. Потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: "Написал вот эту вещь,
а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тут весь выдохся..."
|
|
|
||
Немного социально-ориентированной рекламы: Случайная цитата о Серове: "Он своим наблюдательным, трезвым взглядом видел в каждом человека, а особенно в том, которого он в данный момент изображал, карикатуру." (Морозова М.К.) "Валентин Александрович Серов" www.vserov.ru Сайт создан в 2007 году. Пишите письма: valen@vserov.ru - или пишите в гостевую книгу. Мы отвечаем :) |