Серова, в сущности, считают у нас портретистом. Но именно деятельность этого мастера лучше всего подтверждает, что художники последнего фазиса русской живописи (Серов, Левитан, Врубель, Коровин, Нестеров...) плохо укладываются в рамки и категории.
Серов никогда не был профессиональным портретистом, специалистом по портрету. Те, кто считает его за такового, недостаточно внимательно относятся к его творчеству.
Как раз несколько лучших пейзажей, написанных в России за последние 10—20 лет, принадлежат его кисти. Трудно найти, даже во всем творении Левитана, что-либо более поэтичное и прекрасное, полнее синтезирующее своеобразную прелесть русской природы, нежели «Октябрь» или «Бабу в телеге» Серова.
По своей прямо классической простоте, по непосредственности впечатления, по искренности такие картины должны встать рядом с лучшими произведениями старых голландцев и барбизонцев.
В особенности хорош его «Октябрь» — этот тихий серый осенний день, в желтых и серебристых тонах которого заунывно, безропотно поется панихида по лету, по жизни.
Какая чудная, тончайшая по поэтическому замыслу гармония красок, какое дивное по своей верности, по силе впечатления построение (как верно расположены пасущиеся лошади и мальчишка, сидящий на земле),
какой точный в своем крайнем упрощении рисунок!
|
|
» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвертая
» Пятая
» Шестая
|