В усадьбе Абрамцеве юный Серов пишет ставший легендарным портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой
"Девочка с персиками", в котором художнику хотелось сохранить "свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров".
В Домотканове был создан еще один эпохальный портрет - двоюродной сестры "Девушка, освещенная солнцем".
Вспоминая это далекое счастливое время, Мария Яковлевна Симанович писала:
"Мы работаем запоем, оба одинаково увлеклись: он удачным писанием, а я важностью своего назначения.
Он искал нового способа передачи на полотно бесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок. Да, я просидела три месяца и почти без перерыва, если не считать те некоторые сеансы, которые приходилось откладывать из-за плохой погоды.
В эти несчастные пропуски он писал пруд" ("Заросший пруд. Домотканово", 1888, ГТГ).
За свою сравнительно недолгую творческую жизнь Валентином Серовым было создано несколько сотен портретов.
Начиная с ранних шедевров "Девочка с персиками" и "Девушка, освещенная солнцем", Серов последовательно усложнял творческие задачи,
находя все более лаконичные и, в то же время, выразительные способы передачи характера своих персонажей.
Серов любил говорить: "Надо так писать, чтобы и без лица портрет был похож, одной фигурой". Прекрасно владея всеми техниками живописи и рисования, Серов
первым утвердил карандашный портрет в качестве полноценого произведения искусства (портреты Шаляпина, Левитана и др.)
Конечно же, столь одаренная натура не могла сковывать себя только лишь рамками портретной живописи. Серову в равной степени удавались пейзажи,
анималистика, картины на исторические и мифологические темы.
Восхищавшийся талантом художника поэт Валерий Брюсов писал: "Серов был реалистом в истинном смысле этого слова. Он безошибочно видел тайну жизни, и то, что он нам показывал, представляло собой саму сущность явлений, которую другие художники увидеть не могут".
|
|
» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвертая
» Пятая
» Шестая
|