|
|
Рисунок много теряет в воспроизведении, в котором пропадает вся тонкость и деликатность мельчайших оттенков лепки лица. Отрицательно относясь к богатым и знатным, которых не выносил за чванство и самовлюбленность, Серов делал исключение для княгини Юсуповой, с которой писал несколько портретов. В письмах к жене он с нежностью отзывался о ее простоте и симпатичности. Он считал, что ни один его портрет не передает ее. Особенно обаятельной он считал ее улыбку, которую непременно хотел когда-нибудь передать в рисунке или живописи. Ему это удалось в 1903 году, когда он целое лето провел в Архангельском.
Портрет исполнен пастелью. Когда он был окончен, Серов испытал редкое для него чувство некоторого удовлетворения. "Смех княгинин немножко вышел", - писал он жене в сентябре этогo года.
Одна особенность портретных замыслов Серова достойна внимания - исключительное разнообразие поз, неповторимость положений, посадок, поворотов, жестов. Люди все различны, почему коренным образом различна должна быть и построенность портретов. Прямо противоположны серовской системе бесконечной портретной изобретательности стандартные, во многих случаях тождественные позы на портретах Ленбаха или Каульбаха, подражавших старым посредственным художникам XVII века. Серов берет свою модель каждый раз по-другому, так, как не брал до этого ни одну из прежних, и так, как он находил это для нее наиболее характерным.
Поэтому он сажает Ванду Ландовскую таким образом, чтобы ее посадка, движение, наклон были для нее наиболее выразительными. Для портрета А.К.Бенуа берет только одну голову, чтобы фигура не помешала задуманной им тонкой характеристике выражения ее лица, глаз и ужимки, а Семенова-Тян-Шанского сажает по-стариковски, как ему в восемьдесят лет и подобает.
Перед началом большого, волнующего портрета Серов долго обхаживает свою модель, наблюдая ее в жизни в различных условиях и обстановке - дома, в концерте, в гостях, на улице. Он делает обычно наброски в альбоме, намечающие общую идею портрета. Сохранились такие наброски первой мысли портретов Федотовой, Муромцева, Орловой.
За семь лет до фактического приступа к портрету Гиршмана Серов делает с него первый, пробный набросок. Уцелели рисунки-наброски портретов Б.Н. и В.Н.Чичериных, О.О. и Р.Г.Грузенбергов, Е. С. Карзинкиной, А.П.Ленского и неосуществленных замыслов портретов И. И. Шаляпиной (1905), А.М.Геннерта (1907), Боткиной (1905), балерины Т.П.Карсавиной (1909). К ним можно отнести и неоконченные портреты О.В.Серовой с Антошей Серовым (1906), Саши Серова за чтением (1907) и Девочки Раппопорт (1908).
Сравнение подготовительных работ к портрету раскрывает перед нами весь творческий процесс Серова, почему столь поучителен их анализ. Не все и не всегда ему удается. Он мечтал о большом портрете Шаляпина, в котором был бы передан весь многогранный облик его великого друга. Он начал о нем думать уже в 9о-х годах, когда сделал с него первый беглый рисунок. В серовских альбомах были десятки набросков с Шаляпина, распылившихся по всему свету. Если бы они были собраны, можно было бы составить представление о его замысле, но уцелевшего материала для этого недостаточно.
В 1904 году Серов пристально и неотступно изучает Шаляпина в интимной обстановке, сделав кроме набросков и превосходную акварель с него в полуобнаженном виде.
В следующем году он делает угольный рисунок во весь рост, в величину натуры. Им он недоволен: это только небольшая часть Шаляпина, а он задумал дать его всего. Так и не была осуществлена долго лелеянная мечта.
Рисунок в рост, сделанный могучей рукой, уже сам по себе производит незаурядное впечатление и выражает полностью волевую личность Шаляпина. Единственный его недостаток в постановке ног, вызванный тем, что Серов встал слишком близко к своей модели, получив благодаря исполинскому росту Шаляпина ракурс верхней части фигуры с одновременным ракурсом нижней части ног...
Серов собирался писать портрет Анны Павловой, но по ряду причин сеансы ушли только на тот великолепный гигантский профильный портрет танцующей балерины, с которого был сделан плакат для дягилевских балетных спектаклей в Париже.
Из числа рисунков последнего года жизни, в которых видно всецело захватившее Серова стремление к упрощенности средств выражения, не последнее место должно быть отведено рисунку полуфигуры юной девушки, М.А.Ливен.
Но самым ярким примером стилевых исканий может служить известный портрет обнаженной Иды Рубинштейн.
Много прекрасных рисунков и акварелей сделал Серов в Училище живописи, ваяния и зодчества, работая в своей мастерской вместе с учениками. Среди этих рисунков были и сделанные с обнаженной натуры. Их работал он подолгу как здесь, так и в Петербурге в мастерской Матэ, организовавшего вечерние сеансы с обнаженной натуры. Недовольный своими рисунками, Серов долго искал иного, более быстрого, но и более упрощенного подхода к решению этой задачи, что ему удалось только в последние годы жизни, когда он ездил в Париж, чтобы работать в специальной академии набросков Жюльена.
Ему было приятно сознание, что здесь, на чужбине, его, столь знаменитого на родине мастера, никто не знает и он может работать, как школьник вместе со всеми остальными школярами.
|