на главную страницу

Серов Биография Шедевры Картины Пейзаж Античность Рисунки Фото Гостевая Ссылки
Музеи Хронология Грабарь Графика Бенуа Волынский Рассказы Рерих Наброски Прочие

Алексей Федоров-Давыдов. Место и роль пейзажа в творчестве Серова

   
» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвертая
» Пятая
» Шестая
» Седьмая
» Восьмая
» Девятая
» Десятая
» Одиннадцатая
» Двенадцатая
» Тринадцатая
» Четырнадцатая
» Пятнадцатая
» Шестнадцатая
» Семнадцатая

Заросший пруд
Заросший пруд, 1888

Октябрь. Домотканово
Октябрь. Домотканово, 1895

  

Совсем иным, полным внутренней тревоги, скрытого драматизма рисуется другой, зимний выезд Екатерины II из дворца (1906, Государственный Русский музей). Он не является сценой охоты и писан, по свидетельству С.Эрнста, как иллюстрация к книге А.Бенуа «Царское Село». Но он завершает цикл этих исторических иллюстраций. В зимних сумерках проносятся сани мимо освещенных окон дворца. Все изображение проникнуто какой-то тревогой, которая выражена и в призрачности пейзажа. Наконец, уже почти гротескной в своей динамике, в стремлении к предельной выразительности является гуашь «Охота с борзыми» 1906 года (частное собрание, Лондон). Крайний драматизм этого произведения связывает его уже с поздними изображениями Петра на работах.
Главным и самым замечательным творением Серова на тему русской истории является картина «Петр I». Интересно, что и она родилась из иллюстрации. Она делалась по заказу издательства Кнебеля для серии школьных стенных картин из русской истории. Но сюжет этого школьного пособия так захватил Серова, он вложил в его разработку такое большое содержание и такое живописное мастерство, что оригинал для репродукции превратился в самостоятельную картину, монументальную, несмотря на ее весьма скромные размеры. Интерес Серова к Петровской эпохе и к личности Петра, который не иссякал до самой смерти художника и выразился в целом ряде его произведений, был характерен для времени. Известно, как привлекала Петровская эпоха и художников «Мира искусства», например, А.Бенуа и Лансере, и писателей-символистов, таких, как Мережковский, который посвятил ей одну из частей своей трилогии «Христос и Антихрист». Но если в картине Серова можно видеть определенную близость его к мирискусничеству и даже воздействие на ее композицию работы Лансере «Петербург начала XVIII века», если в сложном образе Петра своеобразно отозвалась, как одна из составных частей, символистская «демоничность», то в целом, в основном произведение Серова было и выше и глубже как ретроспективизма мирискусников, так и надуманности, упаднической мистики символистов. Здесь нет возможности рассматривать сколько-нибудь обстоятельно образ Петра и его эпохи, созданный Серовым. Это большая и специальная задача. В работе, посвященной пейзажному творчеству Серова, мы принуждены ограничиться лишь самой общей его характеристикой в той мере, в какой ему служил и помогал выражать пейзаж картины. Это пейзаж, в котором Серов, изображая стройку города и тут же рядом стоящие у набережной корабли, тощую коровенку, а за нею видимые через Неву здания нового города, необычайно развил то, что в легкой изящной сценке было выражено в «Выезде Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту» - то есть передачу переломного характера эпохи, - но здесь новое уже явно доминирует и господствует не в забавном плане, как в «Юном Петре I на псовой охоте», а драматично, в своем творческом напряжении. Пейзаж с низким горизонтом и высоким небом, с суровым ветром, злой водой на первом плане и качающейся на воде лодкой выглядит бурным и неприветливым. Он не менее динамичен и беспокоен, чем сами фигуры Петра и его придворных. Взятые в сильном ракурсе, они приобретают особую, несколько гротескную выразительность поз и жестов, рисуясь почти целиком на фоне неба. Весь пейзаж - это характерное для того времени стремление передать эпоху, ее «дух» через «настроение» и «состояние» пейзажа. Показательно, какую роль борьба строителей нового города со стихией играет в «Петре и Алексее» Мережковского, как А.Бенуа изображает Петра «на берегу пустынных волн» в своей работе, какое место пейзажу и наводнению отведено в иллюстрациях А.Бенуа к «Медному всаднику».
В это время зарождается та пейзажная символика Петровской эпохи и Петербурга, которая получит длительную жизнь. Мы найдем ее и в романе А.Белого «Петербург» и даже позднее в снежной вьюге революции в «Двенадцати» А.Блока. Пейзажными средствами будут изображать Петроград времен военного коммунизма К.Федин в «Городах и годах» и А.Толстой в «Хождении по мукам». Пейзажная символика эпохи показывает, какое значение приобрел пейзаж и в живописи и в литературе. И если он в картине Серова подчинен сюжету, если главными там являются грандиозная, трагически-гротескная фигура Петра и иронически-гротескные фигуры его свиты, то все же в пластически-живописном выражении идеи титанической борьбы Петра, творца и созидателя новой России, Серов прибег к способу противопоставления стремительного движения его фигуры пейзажу. Этот пейзаж одновременно и беспокоен и направлен в своем движении как бы против фигур, а их динамике противостоит сравнительно более медленное движение облаков на небе. Если в самом пейзаже Серов замечательно сочетает старое и новое, показывая всю сложность и трудность созидания нового города, то в решительных, стремительных шагах Петра, в том, как он преодолевает тот ветер, от которого сгибаются фигуры его свиты, художник наглядно изображает, как бы овеществляет суть деятельности Петра, его борьбу и победу. Сам пейзаж картины замечательно написан и связан своими голубоватыми тонами с коричневыми тонами костюмов людей. Высокое небо с облаками имеет голубые просветы, которым отвечают многочисленные светлые блики на волночках, на парусах, на строительной щепе, которой усеян берег слева, наконец, на шпиле Адмиралтейства вдали. Эти светлые мазки-блики, как и белые пятна летающих чаек, вносят особую трепетность, динамику в пейзаж, соответствующую драматизму сюжета.
Если в «Купанье лошади» 1905 года самая простая жанровая сценка приобрела возвышенный характер и смотрелась как видение некоего нового «блистающего мира», то в «Похоронах Баумана» того же года Серова захватил пафос трагедии, впечатление от грандиозного народного шествия. Пафос и героика масс сменились в «Петре I» трагедией и пафосом деяния исторической личности. Теперь, в 1907 году, после разгрома революции, величественное можно было находить только в прошлом. В поисках возвышенного, в стремлении к искусству большого стиля Серов затем, как известно, обратился к античности, к эпосу.


следующая страница »

Немного социально-ориентированной рекламы:
• . Конец рекламного блока.

Случайная цитата о Серове: "В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное." (Серов В.А.)

Валентин Серов

"Валентин Александрович Серов"   www.vserov.ru   Сайт создан в 2007 году.
Пишите письма: valen@vserov.ru - или пишите в гостевую книгу. Мы отвечаем :)


Rambler's Top100