на главную страницу

Серов Биография Шедевры Картины Пейзаж Античность Рисунки Фото Гостевая Ссылки
Музеи Хронология Грабарь Графика Бенуа Волынский Рассказы Рерих Наброски Прочие

Алексей Федоров-Давыдов. Место и роль пейзажа в творчестве Серова

   
» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвертая
» Пятая
» Шестая
» Седьмая
» Восьмая
» Девятая
» Десятая
» Одиннадцатая
» Двенадцатая
» Тринадцатая
» Четырнадцатая
» Пятнадцатая
» Шестнадцатая
» Семнадцатая

Заросший пруд
Заросший пруд, 1888

Октябрь. Домотканово
Октябрь. Домотканово, 1895

  

Своеобразный «лирический объективизм», показ красоты простого бытия природы свойствен еще этюду «Татарская деревня в Крыму» (1893, Государственная Третьяковская галерея). Написанный в пленэре, он своей светлой и чистой красочной гаммой, динамикой как бы случайно взятого уголка приближается к импрессионизму. Импрессионистична и игра солнечных пятен и легких теней, которая придает такую трепетную жизненность изображению дворика. Пронизанный светом воздух, прозрачность теней, передача знойного южного дня с его тишиной, с напоенной ароматом атмосферой - все это составляет лирику этого простого этюда. Но при всей его близости к импрессионизму в нем есть та объективность воспроизведения натуры и та предметная ясность изображения, которые заставляют вспомнить этюды восточного путешествия Поленова. Но, по сути дела, это уже нечто другое. В определенности цветовых пятен белой стены, коричневой земли, зеленой купы деревьев есть уже момент остановки той «вибрации» цвета, которую мы видели в предыдущих работах. Ее начинает заменять цветовое пятно. Это отчетливо видно в другом варианте пейзажа («Крымский дворик», Минск).
В связи с поисками характерности стоит и то, что в Крыму Серов не ограничивался объективным восприятием природы. Она вызывала в нем и исторические ассоциации. Он пишет здесь морской пейзаж, в который затем помещает женскую фигуру. Так рождается замысел картины «Ифигения в Тавриде» (1893, Художественная галерея Музея Татарстана, Казань). Но характерно, что она так и не была закончена. Серов еще не пришел к тому историзму, к тому восприятию античности, которое будет у него позднее, во второй половине 1900-х годов. Пейзаж, особенно в эскизе (1893, Государственная Третьяковская галерея), красив и выразителен. Он исполнен в тонкой голубоватой гамме, жемчужная серебристость которой сочетается с зеленоватыми цветами берега спереди и чуть розовеющим у горизонта небом. Энергично и сочно писана пена прибоя. Фактура густо положенных белил контрастирует с гладко написанными большими плоскостями неба и моря.
В 1894 году Серов вместе со своим другом К. Коровиным совершает путешествие на Север. В северных этюдах Серова ощущается существенное, хотя и внешнее, влияние К.Коровина, сказавшееся главным образом в серебристости гаммы и в очень широком мазке. Характерен в этом отношении этюд «Белое море» (Государственная Третьяковская галерея). В серебристой с желтизной гамме написан и этюд «На Мурмане» (Государственная Третьяковская галерея). В этюде «Поморы» (Государственная Третьяковская галерея) обращает внимание динамичность изображения двух фигур рыбаков. Этюд написан в красивой и тонкой скупой гамме серо-оливковатых цветов, оживленной красным тоном кушаков и шарфов рыбаков. Интересно применение приема процарапывания черенком кисти снастей лодки.

О том, что воздействие Коровина на Серова носило внешний характер, можно говорить потому, что эта серебристость колорита и широкий мазок были восприняты Серовым как соответствовавшие его собственным исканиям собранности цветовой гаммы и обобщенности форм. Стоит вспомнить, что в этом году был написан портрет Лескова. Северные этюды интересны также и тем, что в них Серов начинает вводить в пейзаж фигуры людей и животных (этюды «Поморы», «Олень» и др.), то есть жанровый момент, который станет характерным для работ художника с середины 1890-х и до начала 1900-х годов.

Поиски характерного распространяются и на изображения животных, в том числе особенно любимых Серовым лошадей. Это стремление к характерной выразительности отчетливо видно уже в небольшом этюде «Лошадь» (1892, Государственная Третьяковская галерея) – и в том, как изображена сама лошадь, и в том, как трактован пейзаж с его едва намеченными широким мазком лугом и леском вдали. Серов достигает здесь удивительного слияния лошади с окружающим пейзажем, включения ее фигуры в пейзажное пространство посредством единства и освещения, и желтовато-зеленоватой красочной гаммы, и характера мазка. Глядя на этот этюд, понимаешь, как органично в жанровых картинах Серова 90-х годов соединялись люди, животные и пейзаж. В середине 90-х годов Серов начинает работу над баснями Крылова, которую продолжал всю жизнь и в которой выразилась его любовь к животным, их своеобразное «очеловечивание».
Насколько одинаково эволюционирует отношение Серова к человеку и природе, насколько близки задачи, решаемые художником в портрете и в пейзаже, легче всего, естественно, увидеть там, где они сочетаются в одном полотне.
В портрете жены художника 1895 года много сходного с «Девушкой, освещенной солнцем», начиная с жанрового решения, которое обеспечило и этому портрету сюжетное название «Летом» (Государственная Третьяковская галерея). Сходно на первый взгляд и композиционное построение: портретируемые даются на первом плане - около дерева в одном и около стены дачи в другом случае, а за ними на дальнем плане виднеется пейзаж. Но при этом сходстве сразу же бросаются в глаза существенные различия, и прежде всего в формате: первый портрет вертикального формата, второй - горизонтальный. В портрете Симонович формат соответствовал вертикализму сидящей взятой поколенно фигуры девушки и дерева, к которому она прислонилась. Пейзаж здесь выглядел как небольшой кусок природы, как прорыв в глубину того пространства, в котором находилась вся фигура. Изображение воспринималось как естественное, натурное, увиденное в реальности. Это была та же фрагментарность, которую мы отмечали в «Заросшем пруде». Напротив, в картине «Летом» фигура кажется прикомпонованной к пейзажу, контрастному ей своей горизонтальной ориентировкой. Вырезанный, «выкадрированный» из портрета пейзаж «Девушки, освещенной солнцем» отдельно не смотрится, не имеет внутреннего содержания. Пейзаж картины-портрета «Летом» с двумя детскими фигурками в густой траве цветущего луга может быть легко «вырезан» и будет смотреться как самостоятельный этюд. Конечно, это все относительно, и портрет-картина выглядит в достаточной мере целостным благодаря единству освещения, которое объединяет светлое платье и шляпу с освещенным солнцем дальним планом пейзажа, как объединяются загорелое и затененное шляпой лицо жены художника с затененным лугом спереди. Но специальная скомпонованность портрета свидетельствует о стремлении к картинности, как и более сложная его сюжетика.
Эта картинность неотделима от выражения «характера» и в образе человека и в пейзаже. Спокойному освещению летнего дня в портрете Симонович здесь противостоит подчеркнутое выявление летнего зноя, силы солнечного света, его контраста с тенью от дома. Этой заостренности передачи «состояния» природы и характера человека служит, как и в портрете Коровина, более широкая и энергичная манера письма. И здесь цветовая композиция строится не на движении цвета, протекающего мелкими мазками и тонкими оттенками по всей поверхности холста, а на сочетании больших обобщенных цветовых пятен сарая, белого костюма, загорелого лица и т.д. Такими же большими цветовыми пятнами строится и пейзаж. Поэтому здесь мы уже не ощущаем вибрации цвета, его динамики, цвет градуируется в пределах своей «зоны».


следующая страница »

Немного социально-ориентированной рекламы:
• . Конец рекламного блока.

Случайная цитата о Серове: "Если поискать в старом искусстве художников, однородных с Серовым, то не придется останавливаться ни на великом Рембрандте, ни на поразительном Тициане и тому подобных субъективистах, создавших себе вполне определенную красочную систему, а невольно придут на ум Халс или Веласкес, их отнюдь не предвзятое отношение к видимому миру, их объективный взгляд на жизнь, их увлечение одной красочной действительностью. Картины Серова удивительно красивы по краскам, не будучи написаны «в красивом тоне».

Валентин Серов

"Валентин Александрович Серов"   www.vserov.ru   Сайт создан в 2007 году.
Пишите письма: valen@vserov.ru - или пишите в гостевую книгу. Мы отвечаем :)


Rambler's Top100