на главную страницу

Серов Биография Шедевры Картины Пейзаж Античность Рисунки Фото Гостевая Ссылки
Музеи Хронология Грабарь Графика Бенуа Волынский Рассказы Рерих Наброски Прочие

Алексей Федоров-Давыдов. Место и роль пейзажа в творчестве Серова

   
» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвертая
» Пятая
» Шестая
» Седьмая
» Восьмая
» Девятая
» Десятая
» Одиннадцатая
» Двенадцатая
» Тринадцатая
» Четырнадцатая
» Пятнадцатая
» Шестнадцатая
» Семнадцатая

Заросший пруд
Заросший пруд, 1888

Октябрь. Домотканово
Октябрь. Домотканово, 1895

  

Внутри этих цветовых пятен или «зон» мы видим очень тонкую разработку цвета и находим рефлексы. Серов не только сохраняет, но развивает и обогащает свое тонкое чувство колорита. Необычайно красив и сложен цвет даже такого второстепенного предмета, каким является стена дачи. Белое платье жены художника имеет легкие коричневые полоски, на нем лежит общий голубоватый налет - рефлекс от затененной части луга. Синей ленте на шляпе соответствуют синие цветы на лугу, а голубые перекликаются с цветом неба. Вся затененная часть луга дана зелено-голубоватым цветом, сложность которого передает лежащую на лугу тень. Она особенно ощущается почти физически там, где на границе с залитой светом частью луга, написанной желтовато-зеленым цветом, мы видим как бы полосу розоватого цвета.
Сама живопись, в отличие от прозрачности в картине «Девушка, освещенная солнцем», носит налет матовости. Именно эта «матовость» и передает теперь воздух. Светлая красочная гамма картины «Летом» уже не пронизана солнцем, а словно высветлена им. Ровности освещения первого портрета противостоит теперь контраст ярко освещенных и затененных частей пейзажа. Все это, вместе взятое - большие «пятна» цвета, контраст освещенной и затененной частей, более широкое письмо, - придает большую экспрессивность изображению, большую силу выразительности. Изображение стало лаконичнее и характернее, в том числе и в своей пейзажной части.
Это новое восприятие природы, новый ее образ особенно ярко выступают в этюде-картине того же 1895 года «Октябрь. Домотканово» (Государственная Третьяковская галерея). Во всей русской живописи вряд ли можно найти другое полотно, в котором с такой непосредственностью и выразительностью было бы передано лирическое настроение поздней осени. Светло-коричневатое сжатое поле, сидящий на стерне мальчонка в большом отцовском картузе, несколько пасущихся лошадей и овец, вдали избы деревни и деревья. И надо всем этим серое осеннее небо. В этом таком простом и немногословном изображении заключено большое внутреннее содержание. Глубоко прочувствованное, оно выражено настолько непосредственно самим языком живописи, всем построением изображения, его сдержанной рыже-коричневой гаммой тончайших полутонов, что его почти невозможно, да и вряд ли особенно нужно передавать словами. А если попытаться это сделать, то это будет не изложение содержания картины, ибо оно чисто эмоциональное, чувственное, а, скорее, некое литературное произведение в духе чеховских рассказов на тему русской деревни, особой осенней тишины, задумчивости отходящей ко сну природы. Этот образ деревни осенью поэтичен и в том смысле, что он, подобно стихам, непередаваем в другой форме.
Но самое замечательное в этой картине Серова, как раз сближающее ее с чеховскими произведениями, состоит в том, что «пейзаж настроения» дан здесь чрезвычайно объективно. Мальчонка, деловито чинящий хомут и весь ушедший в эту свою работу, как бы олицетворяет отношение художника к теме. Оно такое же простое, деловое и спокойное. Здесь нет вообще взгляда на деревню «со стороны». Кажется, что это отношение человека, органически живущего в этом мире, воспринимающего его как единственно существующую реальность, ни хорошую, ни плохую, а именно объективно существующую. Вряд ли стоит доказывать, что это не безыдейность и не индифферентизм, как их не было в таком показе и у Чехова. Художник предоставляет зрителю самому делать выводы и оценки и делать их исходя из переживания.
Что касается отношения художника к этой действительности, то ясно, сколь она ему близка, мила и дорога, и он утверждает ее как красоту правды. И мальчик, и так любимые Серовым деревенские лошади, и весь пейзаж изображены с той правдивостью, которую может дать не просто лишь наблюдение, «изучение», но живая любовь и привязанность. Они потому и вызывают у нас такую симпатию, такое теплое к себе отношение. Все потому так и задушевно, так лирично в этом унылом пейзаже, что это свой родной пейзаж, своя родная деревня, которой принадлежит сердце.
Но все это выражено в картине без каких бы то ни было специальных указаний, выражено непосредственно и объективно. Художник не умиляется тем, что любит, что ему дорого, он даже и не хочет показать, что это ему дорого, а просто пишет, что ему хочется. Пишет таким, каково оно есть в действительности, пишет, стремясь к «правде видения». (Галерея живописи великих художников: Пейзажист Крымов.)
Поэтичность серовского восприятия деревенской осени, его художническая очарованность этим простым мотивом, может быть, сильнее всего сказываются в наиболее «чувственном» компоненте картины - в ее поразительной по тонкости и сложности цветовой гамме, кажущейся сначала такой простой и лаконичной. Светло-коричневая стерня на первом плане очень тонко разработана в оттенках и в тех коричневатых и сероватых мазках, которыми передается сама сжатая солома и чуть заметная дорожка, идущая по стерне. Ее светло-коричневый цвет интенсифицируется в рыжий в окраске лошади - в середине и деревьев - справа и в середине за избами. Другая его интенсификация идет в сторону более холодного темно-коричневого цвета, которым обозначены картуз на мальчике, лошадь справа, овцы. В эту гамму вводятся тонкие розоватые оттенки на лице, руках и ногах мальчонки, на гриве лошади справа. Лошадь вдали слева - белая, создающая цветовой переход к серо-голубоватому с белесыми тонами небу. Вся цветовая гамма светлая и лиричная. В ней нет ничего от гнетущего уныния осени. Это, скорее, тихая задумчивость природы, ее своеобразная осенняя увядающая нежность. В этом таком чувственно непосредственном цветовом выражении «настроения» по преимуществу звучит и авторская оценка и вызываемое у зрителя переживание сюжета. Светлая и нежная в своей скупости гамма осенних красок соответствует лиричности мотива, спокойствию этих мирно пасущихся на задворках лошадей и овец и погруженности в свое нехитрое дело мальчика. Эта деревенская идиллия, выраженная объективно, не становится ни сентиментальной, ни ложной.
Но при всей поразительной объективности, которая делает это изображение не только очень достоверным, но и каким-то особенно весомым, убедительным, в пейзаже «Октябрь» налицо известная заостренность образа. Она достигнута и лаконизмом изображения, и широтой письма, и обобщенностью форм, и сдержанностью цветовой гаммы.
Пейзаж «Октябрь» развивает то, что мы уже отметили в пейзаже «Осень» 1892 года. Вместе с тем художник уже не относится теперь к пейзажу так созерцательно-спокойно, как это было ранее. Он ищет характерности, которая зрительно, в изобразительных формах раскрыла бы содержание и смысл изображаемого.
Пейзаж «Заросшего пруда» был «нейтральной» в своем содержании натурой, пейзаж картины «Октябрь» - это уже природа, имеющая свой собственный характер, подобно тому как он все более и более начинает выступать в персонажах серовских портретов.


следующая страница »

Немного социально-ориентированной рекламы:
•  сайдинг софит . Конец рекламного блока.

Случайная цитата о Серове: "Если поискать в старом искусстве художников, однородных с Серовым, то не придется останавливаться ни на великом Рембрандте, ни на поразительном Тициане и тому подобных субъективистах, создавших себе вполне определенную красочную систему, а невольно придут на ум Халс или Веласкес, их отнюдь не предвзятое отношение к видимому миру, их объективный взгляд на жизнь, их увлечение одной красочной действительностью. Картины Серова удивительно красивы по краскам, не будучи написаны «в красивом тоне».

Валентин Серов

"Валентин Александрович Серов"   www.vserov.ru   Сайт создан в 2007 году.
Пишите письма: valen@vserov.ru - или пишите в гостевую книгу. Мы отвечаем :)


Rambler's Top100