на главную страницу

Серов Биография Шедевры Картины Пейзаж Античность Рисунки Фото Гостевая Ссылки
Музеи Хронология Грабарь Графика Бенуа Волынский Рассказы Рерих Наброски Прочие

Алексей Федоров-Давыдов. Место и роль пейзажа в творчестве Серова

   
» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвертая
» Пятая
» Шестая
» Седьмая
» Восьмая
» Девятая
» Десятая
» Одиннадцатая
» Двенадцатая
» Тринадцатая
» Четырнадцатая
» Пятнадцатая
» Шестнадцатая
» Семнадцатая

Девочка с персиками
Девочка с персиками

Девушка, освещенная солнцем
Девушка, освещенная солнцем

  

Вернувшись из Италии в Абрамцево, Серов пишет здесь осенью 1887 года свой замечательный портрет В.С.Мамонтовой, вошедший в историю русского искусства под названием «Девочка с персиками» (Государственная Третьяковская галерея). Это первое крупное произведение Серова, которое как бы подводит итог всему, чему он научился, чем овладел и у Репина, и в Академии у Чистякова, и в поездках за границу. И все это самостоятельно претворено. У Серова уже сложившийся собственный способ видеть и изображать действительность, свое художественное восприятие.
В этом пронизанном солнцем, таком светлом, как бы улыбающемся портрете, во всей его радостной живописи, в юношеской свежести восприятия и зрелости мастерства осуществляется серовское желание писать «отрадное». «Отраден» здесь и сюжет - милая девчушка в уютной, радостной обстановке старого помещичьего дома, «отрадна» и светлая, чистая пленэрная живопись. При всей оригинальности и самостоятельности живописи этого портрета она характерна и типична для того, к чему стремилось, чего добивалось новое молодое поколение живописцев.
Это - прекрасное осуществление «правды видения», пленэрной живописи, передачи действительности во всей ее жизненной непосредственности, утверждения красоты в обычном и будничном.
Характерно и то, что этот портрет является, в сущности, жанровой картиной, образцом такого жанра, в котором главным была передача «настроения», психологии, состояния, а не действия, не события. Сам Серов писал Остроухову: «Верушку мою тоже портретом как-то не назовешь». Недаром и утвердилось за этим портретом жанровое название, выражающее его характер. Частью «обстановки» этого портрета, которая сообщает ему жанровость, является видимый в окне сквозь двойные рамы пейзаж с желтыми кленовыми листьями. Художник дал их и в интерьере, положив на стол вместе с персиками. Этим он как бы хочет подчеркнуть, что девочка только что прибежала сюда, в столовую, из сада. Кроме того, эти кленовые листья на столе образуют и сюжетную и цветовую связь пейзажа с интерьером, как бы вводят в интерьер пейзаж вместе с тем светом, который льется из окна. Трепет кленовых листьев за окном - часть того легкого ритма движения, который пронизывает все изображение и придает ему живую жизненность. Пейзаж, являясь неотъемлемой частью изображения в целом, конкретизирует то «состояние», ту атмосферу, которую мы переживаем в этом портрете-жанре. Пейзаж за окном и свет в комнате подчинены, естественно, раскрытию лирического облика самой девочки. Но вместе с тем ее обаяние чистого, светлого, радостного детства не было бы так полно выражено без этого света и воздуха солнечного осеннего дня.
Если в этом портрете пейзажные моменты играют еще сравнительно небольшую роль и собственно «пейзаж», то есть вид из окна, является, скорее, только частью общего пленэрного решения, суть которого состоит в заливающем картину свете, в пленэрной атмосфере картины, изображающей человека в интерьере, то эта роль становится куда более значительной, когда Серов пишет портрет на воздухе, в саду.
Портрет М.Я.Симонович (1888, Государственная Третьяковская галерея) также имеет «жанровое» название «Девушка, освещенная солнцем», потому что и здесь перед нами портрет-картина, портрет-жанр. Но в портрете девушки, сидящей в саду, прислонившись к стволу дерева, пейзаж играет очень большую роль. Это не просто изображение человека на фоне пейзажа, а введение фигуры органически вовнутрь пейзажного пространства.

Серов блестяще решает здесь ту задачу соединения человека с природой, которую впервые поставил еще В.Д.Поленов в картине «Бабушкин сад» (1878, Государственная Третьяковская галерея), а затем В.М.Васнецов в "Аленушке" (1881, Государственная Третьяковская галерея). Но если у Поленова эта связь человека с природой осуществляется сюжетно, посредством ассоциаций (расцвет старого сада и молодость девушки), если Васнецов достигал этого путем еще довольно внешне выраженного единства «настроения», используя таинственность сказки, то Серов добивается своей цели уже чисто живописными, пластическими средствами. Для него единство, связь человека с природой - не сюжет, а сама натура, не идейная проблема, а то, что он наблюдает в жизни. Он не задается сюжетной задачей, он хочет попросту написать человека на воздухе, девушку в природе. Ее связь с природой выражается в том, что девушка реально существует внутри этого пейзажа. Солнечный свет, проходя сквозь листву, падает зелеными и желтыми рефлексами на белую кофточку, на розовое девическое лицо. Тот же свет, который заливает вдали открытую полянку и высветляет зеленую траву, лежит светлыми полосами на земле и на рукаве спереди, играет на неровностях коры дерева. Игра, движение этого света проходят как объединяющий легкий ритм по всему изображению и соответствуют характеру его построения. Фигура портретируемой размещена по небольшой диагонали: кажется, что девушка только что присела на скамейку и прислонилась к дереву. Складки ее блузки, черточки коричневой краски, которыми они передаются, так же динамичны, как и листва деревьев и их сучья. Это уже знакомое нам, не имеющее направления, ненаправленное движение. Девушка сидит спокойно и внимательно на нас смотрит, спокойно лежат ее руки на коленях и так же спокоен летний пейзаж безветренного дня. Это не перемещение предметов, а перемещение света, тех солнечных зайчиков, которые так мило, так лирично играют на лице и на кофточке девушки, которые делают живой, сочной и радостной зелень травы и деревьев.
Это поистине «отрадная живопись»: молодой, полный радости жизни художник рисует такую же молодую девушку и такой же радостный, светлый солнечный летний пейзаж. Молодость девушки и лето природы как бы сливаются воедино в этом портрете-жанре, составляют его внутреннее, психологическое и лирическое содержание. Радость спокойного и светлого бытия, расцвет жизни, ее аромат и благоухание - вот существо картины, ее чарующая, радующая душу прелесть. В этом произведении Серова раскрываются лучшие стороны, передовые достижения новой пленэрной живописи, «правды видения», внутренняя содержательность нового жанра.


следующая страница »

Немного социально-ориентированной рекламы:
• . Конец рекламного блока.

Случайная цитата о Серове: "Серов часто, уже сочинив композицию и даже почти закончив портрет, на взгляд заказчика удачный, мог вдруг ни с того ни с сего стереть живопись или порвать рисунок и начать все сначала. Об этом свидетельствуют столь многие мемуаристы, что такой образ действий Серова трудно назвать случайным. "Вдруг приходит Серов (ему оставалось доделать что-то в фоне), берет портрет и все счищает и стирает" (Олсуфьева). "Серов посмотрел на меня, на рисунок, потом спросил: "Вам нравится?", а когда я ответил: "Да, очень", он вдруг разорвал его на мелкие кусочки. Я ахнул. Мне было жалко рисунка, потому что он показался мне очень верным" (Василий Качалов).

Валентин Серов

"Валентин Александрович Серов"   www.vserov.ru   Сайт создан в 2007 году.
Пишите письма: valen@vserov.ru - или пишите в гостевую книгу. Мы отвечаем :)


Rambler's Top100