на главную страницу

Серов Биография Шедевры Картины Пейзаж Античность Рисунки Фото Гостевая Ссылки
Музеи Хронология Грабарь Графика Бенуа Волынский Рассказы Рерих Наброски Прочие

Алексей Федоров-Давыдов. Место и роль пейзажа в творчестве Серова

   
» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвертая
» Пятая
» Шестая
» Седьмая
» Восьмая
» Девятая
» Десятая
» Одиннадцатая
» Двенадцатая
» Тринадцатая
» Четырнадцатая
» Пятнадцатая
» Шестнадцатая
» Семнадцатая

Заросший пруд
Заросший пруд, 1888

Октябрь. Домотканово
Октябрь. Домотканово, 1895

  

Лаконизм и сконцентрированность содержания картины «Октябрь» не следует принимать за его однозначность. Такую однозначность мы действительно найдем в собственно этюдах, в кратковременных набросках: «Лошадь» 1892 года или «Лошади у пруда» (1905, Государственная Третьяковская галерея). От таких однозначных этюдов пойдет этюдизм «анималистического пейзажа» мастеров Союза русских художников.
В «Октябре» же Серова мы видим сложное и богатое внутренним движением содержание. Оно выражается и внешне в относительной многопредметности и многопланности изображения, которое можно искусственно «раскадровать», получив как бы самостоятельные небольшие пейзажно-жанровые этюды. Так можно «вырезать» фигурку мальчика, группу лошадей с деревьями справа или группу лошадей и овец слева. Но дело даже не в этом, так как все части не механически соединены и даже не прикомпонованы друг к другу, а составляют единое слитное целое, как бы «вырезанное» из большего пространства. Дело заключается во внутреннем развитии лирического содержания, в движении чувства, выраженного в этом состоянии природы. Это движение чувства живописно передано тонкими переходами полутонов, ритмом едва уловимого движения, пронизывающего пейзаж. Это уже знакомый нам ритм - все изображение как бы «дышит» и тем самым живет, а не предстает перед нами застывшим, схваченным в одно мгновение в одном движении, оно находится как бы в медленном однообразном протекании.
В лаконизме, собранности и простоте пейзажа «Октябрь» Серовым достигнута большая синтетичность образа. Сравнительно с этой синтетичностью «Заросший пруд» кажется еще частным видом, в то время как в «Октябре» дан типический, обобщенный образ природы. Все это и делает этюд, каким был «Октябрь», подлинной картиной. Являясь одним из самых замечательных деревенских пейзажей-жанров Серова, «Октябрь» как бы открывает собою серию картин деревни в его творчестве. В них превосходно написанные деревенские пейзажи органично связаны с входящими в них фигурами людей и столь излюбленных Серовым лошадок, образующих порою незамысловатые простые сценки. Это такие картины деревни, как «Баба в телеге» (1896, Государственный Русский музей), «Баба с лошадью» (1898, Государственная Третьяковская галерея), «Зимой» (1898, Государственный Русский музей) и далее «Полосканье белья» (1901, собрание Т.В.Гельцер, Москва), «Стог сена» (1901, Саратовский художественный музей имени А.Н.Радищева), «Стригуны на водопое» (1904, Государственная Третьяковская галерея), «У перевоза» (1905, Государственная Третьяковская галерея) и др.
Это тот самый «крестьянский Серов», по определению И.Грабаря, у которого любовь к деревне, поэтическое восприятие деревенской жизни выражаются и в пейзаже и в изображении людей и животных. В этих деревенских работах особенно сильно проявился демократизм Серова, характерный, разумеется, и для всего его творчества в целом. Образ деревни складывается в этих вещах из слияния в некое единство природы, людей и животных, органически связанных с этой природой, живущих в ней и одной с ней жизнью. Рассматривая эти работы, мы видим в них эволюцию, близкую эволюции портретной живописи. В 1898 году Серов одновременно создает и наиболее пейзажные образы деревни, такие, как «Из окна усадьбы» или «Зимой», где жанровый момент - выезжающие из-за угла сарая сани - не играет главной роли, а, скорее, дополняет пейзаж, и такие, как пастель «Баба с лошадью», которая является типажным изображением, тесно слитым с пейзажем.
Пастель «Баба с лошадью» написана в рыже-белой звучной гамме, и эта звонкая гамма соответствует жизнерадостности картины. Весело улыбается молодая женщина, держа за узду прижавшуюся к ее руке головой мохнатую, смирную и добродушную деревенскую лошадь. Белея, сверкает снег на земле и на крыше сарая, и, кажется, чувствуешь самый запах зимнего не очень морозного бодрящего дня. На фоне снега звучно и весело смотрятся рыжий полушубок женщины и лошадь. Все исполнено свежести, радости жизни. Молодая женщина явно позирует художнику, и ей приятно и немного смешно, что ее рисуют. Кажется, и жмурящаяся лошадь тоже по-своему довольна. Кругом тишина, и лишь может прозвучать подвешенный на шее лошади колокольчик, своим звоном подчеркивая эту спокойную тишину зимней деревни.
Снова все очень просто и непритязательно и вместе с тем полно чудесного содержания. Оно опять-таки более внутреннее, чем внешнее, сюжетное. Оно дано как жизнь людей и природы, а не как действие или событие. Спокойное в своем существе, это содержание более активно, чем в «Октябре», и более открыто на зрителя. В «Октябре» зритель, собственно, и не предполагался; здесь же он явно нужен, к нему обращено «состояние» изображенного. Это соответствует усиливающейся в то время роли позы и жеста в портретах Серова. На этой основе Серов вновь достигает в картине «Дети», портрете своих сыновей (1899, Государственный Русский музей), единства и полной связи человека и природы совсем по-другому, чем в «Девушке, освещенной солнцем», иными средствами и в иной манере живописи. Экспрессивная динамика и характерность в равной мере присущи как фигуркам детей, так и морскому пейзажу. Эта экспрессивная выразительность способствует единству изображения. Выявлено оно и в том, как сочетание холодного серого в изображении моря и мостков с теплым розовато-коричневым цветом песка проведено в фигурках детишек. Если свет неба как бы играет на их белых рубашках, то теплые цвета их лиц соответствуют цвету берега. В синих штанишках как бы концентрируется холодная часть гаммы, но в целом их фигурки подцвечены теплым тоном.
По-иному образуется поражающая органичностью связь жанровой части с пейзажем в картине «Баба в телеге». Запряженная в телегу лошадь и сидящая в телеге женщина так же находятся внутри пейзажа, так же «живут» в нем, как и мальчонка в картине «Октябрь».
Сдержанная цветовая гамма хорошо передает простую лирику этого сюжета, погоду и «состояние» пейзажа. Мягко написан лесок вдали с его то более темными зеленоватыми, то более светлыми желтоватыми оттенками. С ним хорошо связывается серый цвет реки и серо-зеленая трава спереди. Эту гамму оживляют коричневый цвет лошади и красноватый платок бабы. Притушенная гамма как бы светится, и это своеобразное «свечение» акцентируется игрой света на оглоблях телеги и в особенности на железных шинах колес.


следующая страница »

Немного социально-ориентированной рекламы:
•  mazmo.net . Конец рекламного блока.

Случайная цитата о Серове: "Если поискать в старом искусстве художников, однородных с Серовым, то не придется останавливаться ни на великом Рембрандте, ни на поразительном Тициане и тому подобных субъективистах, создавших себе вполне определенную красочную систему, а невольно придут на ум Халс или Веласкес, их отнюдь не предвзятое отношение к видимому миру, их объективный взгляд на жизнь, их увлечение одной красочной действительностью. Картины Серова удивительно красивы по краскам, не будучи написаны «в красивом тоне».

Валентин Серов

"Валентин Александрович Серов"   www.vserov.ru   Сайт создан в 2007 году.
Пишите письма: valen@vserov.ru - или пишите в гостевую книгу. Мы отвечаем :)


Rambler's Top100